6.Работа с родителями
Значение
сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни
дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В
отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность,
имеющая очень большое значение для развития ребёнка
дошкольного возраста; в
ней развиваются действия
в представлении, ориентация в отношениях между людьми,
первоначальные навыки кооперации.
Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста
деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает
внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий,
отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает
сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со
спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации.
Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё
условно, всё «как будто», «понарошку».
Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают
ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре
ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий.
Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем -
изобразительные, речевые и воображаемые действия(совершаемые во внутреннем
плане, в «уме»).
Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для
развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая
поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями,
сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.
Большое влияние оказывает
игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми:
во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого
взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания,
учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.
Однако свои развивающие
функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более
усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.
Список литературы
1. Краснощекова Л.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова.
- Ростов н/Д.: Феникс.
2. Кряжева Н.Л. Развитие
эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль:
Академия Развития, 1996.
3. Михайленко Н.Я.,
Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для
воспитателя. 2-е изд., испр. — М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
4. Романов А.А.
Направленная игротерапия нарушений
поведения и эмоциональных расстройств у
детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. М.: «Принт», 2000.
5. Субботина Л.Ю.
Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и
педагогов. -Ярославль: Академия Развития, 1996.
6. Широкова Г.А.
Справочник дошкольного психолога / серия «Справочник» Ростов Н/Д: «Феликс»,
2004.