Вторник, 07.05.2024, 22:48
Приветствую Вас, Гость

Таблица 4. 3амещающие и символические функции игрушек

 

Название игрового предмета

Основные замещающие и

символические функции

Предметы для бытовых игр

 

Посуда: тарелки, чашки, ложки

Воссоздание        предметно-ситуативных

Мебель: для кухни, спальни, гостиной

взаимодействий

Пистолет

Проявление направленной агрессии

Бубен

Проявление гиперактивности

Грузовик

Возможность изменения межличностной

 

дистанции, проявление гиперактивности

Домики

Структурирование            межличностной

 

дистанции         персонажей,         сепарация,

 

изоляция, объединение

Дюймовочка   (игрушка   с   инерционно-

Выражение    ненаправленной    агрессии.

циклическим способом использования)

Проявление познавательной активности

Ремешок

Возможное       наказание,       проявление

 

агрессии

Предметы-заместители

 

Кубики

Замещение          бытовых          предметов

 

(телевизор, компьютер, предметы мебели)

Пластилин

Конструирование    и    создание    новых

 

предметов

Материя

Выражение    непринятия,    негативизма,

 

стремление к изоляции через возможность

 

прятать персонаж, проявление стремления к

 

заботе и протекции

Персонажные игрушки (куклы)

 

Женская фигурка

Мама,      бабушка,      взрослая      сестра,

 

взрослый вне семьи

Мужская фигурка

Папа, дедушка, взрослый брат, взрослый

 

мужчина вне семьи

Детские фигурки (мальчики, девочки)

«Я», брат (сестра), сверстник вне семьи

Пупс

Выражение   дискомфорта,   зависимости. подчинения,   стремления   к   протекции   и симбиозу с родителем, младенец в семье(младший брат или сестра)

 

 

Солдатики

Кукла без лица

 

Выражение направленной агрессии Замена   нежелательного    члена   семьи., выражение неудовлетворенности. характером взаимоотношений с родителями

Баба Яга

Динозавр

Змея

Выражение агрессии, страха, тревоги Выражение    агрессии,    стремление    к доминированию Выражение      агрессии,       негативизма, страха


 5.Диагностика и развитие воображения

5.1 Диагностика воображения

Цель: выявление уровня активности процесса воображения у детей старшего дошкольного возраста.

 

1.Расскажите   детям   следующую   историю.

  Однажды   маленький мальчик шел из школы домой. Ступая по тротуару, он очень внимательно смотрел себе под ноги, чтобы быть уверенным, что не наступит ни на одну букашку. Это был очень добрый мальчик. Он не хотел никому причинять вреда. Неожиданно он остановился. Прямо у его ног лежала, сверкая под лучами солнца, абсолютно новая монета.

«Ух ты!» - воскликнул мальчик и поднял монету. «Сегодня, должно быть, счастливый день», - подумал он. А монета была действительно красивой — на одной ее стороне было изображено дерево, а на другой диковинная птица. На самом деле это была волшебная монета, но мальчик, конечно же, об этом не знал. Как только он опустил монету к себе в карман, то почувствовал что-то весьма странное. Ему показалось, что он становится все меньше и меньше, и это чувство не покидало его, пока он не сделался совсем крошечным человечком - ростом в пять сантиметров.

2. Спросите детей:

«Если бы вы были этим маленьким мальчиком, о чем бы вы сразу подумали?»

После того как ребенок предложит свои варианты, продолжите таким образом:

«Вы предложили очень интересные догадки, но я сейчас вам расскажу о том, что же подумал наш мальчик на самом деле. Мальчик начал думать прежде всего о том, как же он теперь будет добираться домой, но так как в этой истории ничего не говорится о том, что предпринял этот мальчик, вы можете выдвинуть свои гипотезы». Иначе говоря, вы должны размышлять и фантазировать вместе с ребенком. Продолжайте: «Итак, каким образом он может добраться до своего дома? Не забывайте, что рост у мальчика всего пять сантиметров».

Запишите все предложения ребенка.

3.  Задайте   вопрос   относительно   последствий,   с   которыми   может столкнуться человек, имеющий такой рост. Постарайтесь заинтересовать ребенка и получить от него максимальное количество ответов. Советуем воспользоваться следующими вопросами, хотя можете придумать и свои собственные.

a)                   Что   произойдет,   когда  мальчик  попадет  домой?   Что  подумают  его родители? Что подумают его братья и сестры? Его собака и кошка?

b)                   Как он сможет пользоваться городским транспортом? Как он сможет готовить уроки, есть, чистить зубы?

c)                   Какую разницу он почувствует в ночное время и когда проснется утором?

Старайтесь получить несколько ответов от одного ребенка. Принимайте все ответы, даже те, которые покажутся вам совсем нелепыми.

4   Продолжайте:

«Вы высказали достаточно много интересных предложений. А теперь подумайте, как будут обстоять дела мальчика в школе?» ребенок должен назвать минимум два предложения.

5.  Напомните детям о содержании рассказанной вами истории.

      «Итак, после того как мальчик стал маленьким, прошли целые день и ночь. И он решил опять стать таким, каким он был раньше». Попросите детей высказать предположения относительно того, как он сможет этого добиться. Затем расскажите окончание истории.

      «Мальчик решил положить волшебную монету обратно на тротуар в надежде снова вырасти и стать прежним. Он положил монету вверх той стороной, на которой было изображено дерево. В тот момент, когда монета коснулась земли, мальчик почувствовал, что становится все больше и больше. Но волшебная монета не знала, какого роста должен быть нормальный мальчик, и он все рос и рос, пока его рост не достиг трех с половиной метров. Это было больше высоты потолка в его комнате».

     Попросите ребенка перечислить проблемы, с которыми может столкнуться человек подобного роста. Постарайтесь сделать так, чтобы ответов было как можно больше.

      «Ясно, что мальчику не хотелось быть великаном, точно так же как не хотелось быть совсем крошечным. Он очень хотел быть обычным мальчиком его возраста».

Снова прервитесь и предложите ребенку высказать свои соображения по поводу того, каким образом мальчик сможет это сделать.

6.   Закончите занятие:

      «В нашей истории мальчик решил снова вернуться на то место, где нашел волшебную монету. На этот раз он положил ее той стороной вверх, на которой была изображена птица. Как только он это сделал, он почувствовал, что быстро уменьшается в размерах. Вдруг настал момент, когда он перестал уменьшаться, он оглянулся вокруг и заметил, что снова стал нормальным мальчиком».

      В заключение можно предложить ребенку высказать предположение, чем бы еще могла закончиться эта история. Чем активнее вел себя ребенок в процессе работы, чем больше он предлагал вариантов, тем активнее развито у него воображение. Если вы работали с группой детей, то можно провести количественную сравнительную оценку результатов простым подсчетом предлагаемых каждым вариантов. Чем больше величина, тем лучше сформировано и актуализировано воображение данного ребенка по сравнению с другими.

По окончании игры проанализируйте ее результаты, ответив на следующие вопросы:

·                    Заметили ли вы, в чем выражается процесс воображения в работе
ребенка?

·                    Насколько необычные и оригинальные идеи предлагает ребенок в
развитии сюжета рассказа?

·                    Сколько таких идей предложено ребенком?

·                    Сколько времени потребовалось ему на работу с рассказом?

·                    Насколько ему понравилась эта игра?

·                    Испытывал ли он трудности и в чем в работе над сюжетом?

      Для ответа на два первых вопроса необходимо учитывать конкретные формы выраженности процесса воображения у детей. Ребенок, включенный в творческий процесс, характеризуется следующими моментами:

1.                    Ребенок подробно и четко формулирует новые идеи, развивающие сюжет.

2.            Ведет    активный    диалог    со    взрослым,    задает    уточняющие
 содержание вопросы.

3.            Дает подробное описание содержания и объектов сказки.

4.            Вводит новых героев.

5.            Меняет направление развития сюжета.

6.            Демонстрирует хорошую память.

7.            Использует жесты и мимику.

8.            Проявляет высокий уровень речевой выразительности.

5.2 Развитие воображения

Упражнение «Тропинка»

 

      Игра строится на активизации воображения и сопровождающих его положительных эмоций. Очень эффективно влияет на формирование личности и оптимистичного чувствительного фона. Возрастных ограничений не имеет. Предлагаем такую игру. Все дети (можно работать и индивидуально с ребенком) выстраиваются в затылок и идут в помещение змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия. Начали. «Спокойно идем по тропинке... Вокруг кусты, деревья, зеленая травка... Птицы поют... Шелестят листья... Вдруг на тропинке появились лужи. Обходим лужи... Одна... вторая... третья... Снова спокойно идем по тропинке... Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила... Спокойно идем по тропинке... тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз... Два... Три... Четыре... Перешли болото, снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него переброшено бревно. Переходим овраг по бревну... Осторожно, идем!.. Ух! Наконец-то перешли... идем спокойно!... Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней... еле-еле отдираем ноги от земли... идем с трудом... А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! ... Перелезаем через упавшее дерево... идем спокойно по тропинке... Хорошо вокруг! ... вот и пришли! Молодцы!»

      Текст необходимо читать спокойно, с соответствующими интонациями. Для начала можно читать по книге, но затем, по мере опыта, целесообразно «комментировать» тропинку наизусть.

      Можно отходить от предлагаемого образца, импровизировать препятствия и условия («тропинку засыпало песком», «посредине лежит огромный камень», «заросла крапивой» и т.п.). Эта игра проводится в комнате или на асфальтированной дорожке. Она очень хорошо воспринимается детьми и активно стимулирует образное двигательное представление и воображение. Вариантом этой игры, еще более пробуждающим фантазию детей, является «Путешествие по другой планете».      Попросите детей самих придумать, какие препятствия возникают у них на пути, преодолеть их, описать.

Упражнение «Волшебники»

        Используется для развития чувств на базе воображения. Хорошо воспринимается детьми, начиная с 5 лет.

Вначале ребенку предлагают две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».

         Теперь вторая часть задания. Ребенок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

Если в работе участвовала группа детей, целесообразно сделать выставку рисунков и оценить, чей волшебник лучше.

         Эмоции имеют очень яркую форму выражения через мимику и пантомимику. Когда у ребенка «работает» воображение, то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можно увидеть на его лице.

Упражнение «Неоконченный рассказ»

         Это упражнение развивает образное и воссоздающее воображение ребенка. Оно с большим интересом воспринимается детьми и доступно им с 5 лет.

         Ребенку читают начало рассказа. «Темнело. Шел нудный дождь. По улице семенила старушка под большущим зонтиком. Вдруг...»

         Необходимо продолжить и закончить рассказ. Более лучший вариант, когда в игре участвует несколько детей, которые по очереди продолжают рассказ, пока не придут к развязке.

         Поскольку это развивающее упражнение, оно не имеет строгой оценки, но целесообразно обратить внимание на фантастичность, оригинальность, комизм предложенного сюжета.

 

Игра «Сказка наизнанку»

Вспомнить с детьми знакомую сказку и предложить поменять характер у ее героев: положительный характер на отрицательный, и наоборот. Предложить подумать как изменятся герои и их характер, поступки.

1.  Злая волшебница заколдовала героев.

2.            В сердце доброго героя попал кусок льда, а злому стало жарко и он
подобрел.

3.            Совершил герой один добрый поступок и ему так понравилось.

4.            Например,   красная   шапочка   злая,   а   волк   добрый;   золушка
непослушная девочка довела до белого каления добрую мачеху, все время издевается над смирными сестрами.

Игра «Салат из сказок»

 

      Предложите детям соединить знакомые персонажи из других сказок в одну и придумать новую. Интересно сочинить сказку, используя морфологический ящик.

 

Красная шапочка

Красная шапочка

Волк

Бабушка

Дровосек

Ласточка

Мальчик- с-пальчик

Мальчик-с- пальчик

Жук

Отец

Дети людоеда

Мышь

Дюймовочка

Фея

Круть

Жаба

Сын жабы

Ружье

Колосок

Петух

Баба

Внучка

Мельница

Пироги

Репка

Дед

Дед

Заяц

Жучка

Лиса

Колобок

Колобок

 

 

 

 

В качестве наглядного материала можно использовать иллюстрации из книг, рисунки детей.

Игра «Хорошо - плохо»

     Для  игры  выбирают объект,  не  связанный с людьми.  Это  может быть карандаш, шкаф, книга, лампа.

Например, настольная лампа.

     Хорошо, что красивая,    плохо, что не устойчивая; хорошо -стеклянная, плохо — может разбиться.

Лекарство.

      Плохо - горькое, хорошо - можно быстро вылечиться. Лекарство невкусное, зато, когда я его выпью, меня все хвалят.

Снегопад.

      Снег закрывает поля и деревья, но плохо, если на всходы и первые цветы. Хорошо играть в снежки, но плохо кататься на коньках.

Игра «Фантастический бином»

      Детям даются слова, на основе которых они должны придумать историю (5-6 слов из сказки и одно постороннее).

      Цель. Развивать способность детей реагировать на новый неожиданный элемент; учить использовать его в известном сюжете.

Ход.

       Предложить детям 5-6 картинок с изображением сказки. Определив из какой сказки, дети должны рассказать сказку. И вдруг «появляется» новая. Например, ребенок выбрал 5 карточек: девочка, волк, бабушка, лес, цветы + вертолет.

     Первый вариант - сначала ребенок рассказывает настоящую сказку, а ближе к концу вводит новый персонаж.

     Второй вариант — сразу вместе с набором карточек вводите тут же незнакомый объект в сказку.