Вторник, 07.05.2024, 09:15
Приветствую Вас, Гость

Использование детского фольклора в развитии речи  

    В конце ΧΧ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средством фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

По мнению О.С.Ушаковой, воздействие фольклора на умственное и эстетическое развитие ребенка общеизвестно, велика его роль и в развитии речи детей.  Она считает, что речь ребенка становится образной, непосредственной и живой, в том случае,  если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи  самые разнообразные выразительные средства.  Важнейшими источниками  развития выразительности детской речи, по мнению О.С.Ушаковой, являются произведения  устного народного творчества. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора  огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

К.Д.Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится все актуальнее.

Над проблемой развития речи детей работали многие педагоги, такие как Ушаков, Сохина, Тихеева. Они считают, что развивающая речь способствует развитию личности ребенка в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка.

  Прежде чем знакомить детей с русским фольклором, самой пришлось многое узнать, прочесть, изучить, постичь сердцем. И самое главное, что меня натолкнуло на мысль это – музей «Русская горница», который находится рядом с нашим детским садом. Было бы преступлением  с моей стороны не взяться за это дело. Сам Бог велел.

  На первом этапе мною был накоплен необходимый для дальнейшей деятельности  методический  материал. Собраны настольно-печатные игры, книги, наглядный материал. В интерьер группы я включила элементы русского народного декоративно-прикладного искусства: корзины, пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы в русских национальных костюмах, различные виды театров. Родителями были сшиты для детей элемены русского национального костюма ( кокошники, кепки).  Создана  библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Имеется уголок ряжения с элементами  костюмов (как для девочек, так и для мальчиков) и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, куклы «би-ба-бо», настольный и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе по сюжетам русских народных сказок. В группе имеются дидактические и настольно-печатные игры.

   

В начале своей работы   над данной темой я поставила перед собой цель и задачи, к выполнению которых стремилась в течении трех прошедших лет.    

Цель. Использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития  речи детей дошкольного возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познавать себя и окружающий мир.

Согласно Федеральным государственным требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области  «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения  конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: 

·        формирование правильной разговорной речи .

·        расширение, обогащение и активизация словаря.

·        воспитание звуковой культуры речи.

·        развитие связной речи.

·        расширить представление детей о разных формах фольклора .

·        воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям.

·        воспитывать чувство доброжелательности, коммуникативности.

Вот уже не один год мы тесно сотрудничаем с музеем,  бываем там частыми гостями.   Дети знакомятся с предметами быта старины, с их необычными  для  нашего времени названиями, которые часто встречаются в песенках, потешках, сказках. Совместно с «Горницей» мы проводим народные праздники, посиделки, в ходе которых дети поют старинные песни, вышивают на пяльцах, играют в русские народные подвижные игры, водят хороводы. Со своей программой мы ездили  в детский сад «Гусельки»  нашего поселка,  детский сад «Колосок» Д.Новоподзорново, выступали в доме ветеранов в п. Тяжинский, в доме пристарелых  д.Кубитет.

Свою практическую деятельность с детьми дошкольного возраста строю на следующих основных принципах: на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей отборе материала; интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); активного включения детей .

 На фольклорно-игровых занятиях стараюсь использовать такие принципы обучения как: динамический акцент на фрагментах текста,  наглядно-действенное соучастие  детей к поисковой деятельности, самостоятельности, развитии  их фантазиии.

 Эти занятия я провожу в «Горнице», где создана специальная среда, попадая в которую ребенок может почувствовать себя в русской народной сказке, поиграть с предметами быта, познакомится с народными традициями, промыслами, ремеслами, костюмами. Параллельно я знакомлю детей с произведениями устного народного творчества, которое имеет для детей  огромное воспитательное и образовательное значение, способствует развитию образного мышления, обогащают речь детей.

Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяю большое внимание его закреплению и активизации. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использую различные  методические и игровые приемы. «Доскажи словечко»,  «Словесное лото» или «Кому что».

Важным условием успешной работы над словарем детей является единство развития словаря с развитием познавательных процессов.

Расширяя словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение таких словосочетаний из русских народных сказок,  по которым можно учить  ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине. Вот только некоторые из них:

«Направо пойдешь – клад найдешь,

Налево пойдешь – коня потеряешь,

Прямо пойдешь – сам пропадешь »

«Утро вечера медренее»

«Не по дням, а по часам»

«От мала, до велика»

Следующей задачей развития  является воспитание звуковой культуры речи. И ее я пыталась решить, используя различные виды русского фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики брала народные игры «Сорока – ворона», «Этот пальчик в лес ходил», «Этот пальчик дедушка» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполненными действиями.

Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратилась к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.

Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать. Использовала такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!»  Да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!

Солнышко, появись!

Красное, нарядись!

Чтобы год от года была у нас погода!

Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.

Тише, куры, не шумите,

Маво Ваню не будите

А мой Ваня будет спать,

Будет глазки закрывать.

Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата.  Но еще в старину люди поняли всю их  педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей  чувства ритма, для преодоления косноязычия.

Велика ценность фольклора в формировании у детей  слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

Пошел медведь к броду – бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис,

Вымок,  выкис, вылез, высох

Встал на колоду

Бултых в воду.

Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это интонация, логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов и  многое другое.

Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика.  Все это мы находим в фольклорных  диалогических текстах. Например «Курочка- рябушечка».  Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность  в коротких неполных предложениях, дети смогут ее проявить в распространенных и сложных предложениях.

Большое влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей влияют народные словесные игры, как их еще называют, игры с приговорками. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят.

Игра «Девица – девица»

Участники: девица – водящий и группа детей.

Дети: Девица – девица, сходи по водицу.

Девица. Я волка боюсь, я лисицы боюсь, я медведя боюсь!

Дети: Волк на работе, лиса на болоте, а медведь смеется – голова трясется!

Девица: Поймаю вас всех сейчас! (Ловит, дети убегают)

Хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять свои речевые знания. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети.

Регулярно провожу с детьми народные праздники: осенние посиделки, Масленица, Зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые и дети. При разработке сценария праздника особое внимание уделяю подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, интересные и доступные детям.

Насыщенность народного праздника сюрпризными моментами, творческими импровизациями, стимулируют интерес детей, усиливают их впечатления и переживания, обеспечивают естественное приобщение детей к национальным традициям .

Известно, что  наибольший эмоциональный отклик у ребенка вызывает общение с родными, близкими людьми. Поэтому я рассказывала родителям о значении эмоционального общения с ребенком. Составила перспективный план по работе с родителями. Провела консультацию, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместила в папку-передвижку.   Для родителей оформила  папки-передвижки  «Потешка в жизни ребенка», « Что за прелесть эти сказки», «Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества», «Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками», «Чем богаты - тем и рады!», «Знакомство с русскими народными играми». Также оформила и провела консультацию «Пальчиковые игры в развитии речи детей»

Вместе с родителями оформили альбомы по устному народному творчеству: «Загадки», «Пословицы и поговорки», «Скороговорки».

 Родители оказали большую помощь в оформлении дидактических игр по фольклору, в обновлении и обогащении театральной зоны.

Своим опытом работы поделилась с   коллегами, обобщила опыт работы по данной теме на педсовете.

     По итогам работы своим достижением считаю создание в группе:

Ø атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания;

Ø  богатой развивающей среды;

У детей:

Ø  сформировавшийся необходимый минимум исторических знаний,

Ø  чувства национального достоинства;

Ø   пополнились знания о декоративно-прикладном искусстве;

Ø  расширились знания о традициях русского народа;

Ø  возросло желание детей изучать устное народное  творчество во время свободного досуга.

У родителей:

Ø Повысилась заинтерисованность к возрождению народной культуры своего народа.

Данная прблема еще полностью не раскрыта, происходит много дискусий о том, стоит ли уделять столь большое внимание развитию творческого потенциала? Какие условия для этого необходимы? Я лишь сделала первую попытку разобраться в этой проблеме. И мне хотелось бы закончить мысль словами К. Базви: « Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления».

В дальнейшем планирую в работе с детьми и родителями проводить мероприятия по этнокультуре  так как считаю необходимым воспитание у детей        толерантности по отношению к другим национальностям.