Среда, 08.05.2024, 00:52
Приветствую Вас, Гость

 

 

 

 

 

Этические беседы

с детьми 4-7лет

на тему

«Трудолюбие»
Воспитатель разновозрастной группы Дружинина Т.М. 

За что говорят «спасибо»

(6-7 лет)

 

     Беседа помогает детям понять, что труд на благо других людей заслуживает благодарности.

     Воспитатель читает детям стихотворение В. Данько.

 

                              Ребята, откуда

                              «Спасибо» берется?

                              Оно в магазине

                              Не продается,

                              Не говорится оно

                              По приказу,

                              И многим оно

                              Не досталось ни разу.

 

                              А Павлик сегодня

                              На улицу вышел

                              И сразу четыре

                              «Спасибо» услышал!


                              Косточку Павлик

                              Барбосу принес –

                              «Спасибо» пролаял

                              Счастливый Барбос.


                              Павлик два домика

                              Сделал для птиц –

                              «Спасибо» ему

                              От скворцов и синиц.

 

                              Потом поливал он

                              Ведерком и лейкой

                              Цветы, что росли

                              За садовой скамейкой.


                              -Спасибо, -

                              Ему прокричали цветы.

                              - От жажды мы б высохли

                              Если б не ты!

 

                              Мама с работы

                              Вернулась домой,

                               Полы подметать

                               Ей не нужно самой.


                               Мама устала,

                               Павлик помог.

                               Мама сказала:

                               - Спасибо, сынок.


     - За что Павлику четыре раза сказали «спасибо»? (За доброе дело, за помощь.)

     - Кому-нибудь из вас сегодня или вчера сказали «спасибо»? За что вас поблагодарили?

     - За что вы сами благодарили других людей?

Кто не работает, тот не ест

(6 -7 лет)

 

     В ходе беседы дети постигают смысл пословицы «Кто не работает, тот не ест».

     Воспитатель читает детям сербскую сказку «Кто не работает, тот не ест».

 

          У короля Матии была красавица дочь, но ленивая: никогда ничего не делала, да и не умела делать, а день-деньской сидела перед зеркалом и любовалась собой.

          Пришла пора выдавать ее замуж. Король объявил: кто в три года научит его дочь работать, за того он ее и замуж выдаст. Время идет да идет, а за королевну никто не сватается. Послал король приближенных искать  мужа для дочери. Поехали они в разные стороны. И вот встретился им как-то парень – пашет поле на восьми волах. Они тут же приказали  идти к королю. Парень испугался, но делать нечего. Приходит он к королю, а тот ему и рассказал все по порядку. Согласился парень, обещал в три года научить девушку работать. Привел он королевну домой. Мать выбежала на встречу, дивится на прекрасную девушку.

          На другой день парень взял плуг, запряг волов и поехал в поле, а матери сказал, чтобы не принуждала сноху работать. Вечером возвратился с работы, мать подала ужин. Сын спрашивает:

          - Кто сегодня работал, мать?

          -Я и ты, - отвечает она.

          -Ну, кто работал, тот и есть может.

          Не понравилось это королевской дочери, рассердилась она и голодная пошла спать. И на другой день все также было.

          На третий королевна и говорит свекрови:

          - Мама, дай мне какую-нибудь работу, чтобы не сидеть без дела.

          Та велела ей наколоть дров.

          Вечерело. Сели за узкий стол, а парень снова спрашивает:

          - Кто сегодня работал, мать?

          - Мы трое: я, ты и королевна.

          - Ну, кто работал, тот и есть может.

          И все трое поужинали. Так понемногу королевна научилась работать.

          Через три года приезжает король проведать дочку. Видит – работает она дружно со свекровью. Обрадовался и говорит:

          - Как, и ты научилась работать?

          - А как без нее, - отвечает королевна, - у нас так положено: кто работал, тот и есть может. И знаешь, отец, коли ты хочешь поужинать, поди-ка наколи дров.

          Король подарил дочери и зятю много подарков, погостил, а потом отвез всех троих к себе во дворец. Парня того он принял, как родного сына, обещал еще при жизни передать ему королевство.

    

     -Что вам понравилось в этой сказке? Может быть, кому-то сказка не понравилась? Почему?

     - Кого-нибудь удивило то, что король хотел научить свою дочь работать?

     - Заставляли ли мать и ее сын королевну работать? (Нет, они считали, что она сама должна захотеть работать.)

     -Почему королевна попросила дать ей какую-нибудь работу?

     - Что королевна ответила отцу, когда он спросил у нее: «Как, и ты научилась работать?»

     -Чем закончилась сказка?

     -Вспомните сказки, в которых труд и вежливость награждаются, а лень и грубость наказываются.(«Золушка», «Морозко», «Ленивица».)

     В заключение воспитатель предлагает детям нарисовать к одной из сказок иллюстрацию. В свободное время организует игры, инсценировки по сказкам.

Не сиди сложа руки – так не будет и скуки.

( 4-5 лет)

      В ходе беседы воспитатель рассказывает детям о полезности и значимости труда.

     - Бывает ли вам скучно? – интересуется у детей воспитатель. – А как вы избавляетесь от скуки?

     - Послушайте, что делала Света, когда ей было скучно (С. Баруздин «Когда не бывает скучно»).

 

           Поиграли ребята и стали собираться гулять. Светлана осталась в группе.

           -Ты сегодня кашляешь, тебе лучше посидеть в комнате, - сказала Зинаида Федоровна. – Поиграй, а мы скоро вернемся.

           Светлана постояла посреди комнаты, посидела на стуле, походила из угла в угол, и так скучно ей стало! На улицу хочется!

           - Вовсе я не кашляю! Почему меня гулять не взяли?

           Пришла няня Нина Марковна, стала прибирать в комнате. Нужно стулья по порядку расставить, пол подмести, стекла протереть.

          Много дел у Нины Марковны! Никак одной не управиться.

          - Я помогу! – говорит Светлана. Давайте вместе убирать.

          И они стали работать вместе. Светлана расставляет стулья, а Нина Марковна подметает пол. Светлана складывает книги, а Нина Марковна оправляет постели в спальне…

         - Скорее, - говорит Светлана, - а то не успеем!

         - Скорее! – говорит Нина Марковна. – Нужно все до прихода ребят убрать. Тикают часы на стене, бегут стрелки: пять, десять, пятнадцать минут… Время летит быстро, а работа идет еще быстрее. Только Нина Марковна со Светой кончили уборку, как на улице пошел дождь и все ребята прибежали домой. Вошли к себе в группу, посмотрели… Чисто в комнате, уютно, хорошо!

          - Ну как, тебе не скучно было? – спрашивает Свету Зинаида Федоровна.

          - Нет, - отвечает Светлана, - мы с Ниной Марковной работали!

 

     - Какое настроение было у Светы, когда все ушли гулять? (Ей было скучно, хотелось на улицу к ребятам.)

     - Как Света нашла себе интересное занятие?

     - Кому Света помогала? Что она делала?

     - Что увидели ребята, когда вошли в группу?

     - Что сказала девочка в ответ на вопрос воспитательницы: «Ну как, тебе не скучно было?»

     - Кто из вас  любит работать?

     - Как мы называем человека, который любит работать, приносить пользу окружающим?(Трудолюбивый, работящий.)

     - Расскажите о том, как вы работали.

     - Объясните пословицу «Не сиди сложа руки – так не будет и скуки».

У ленивого Федорки всегда отговорки

(5 – 6 лет)

 

     Воспитатель вспоминает с детьми правила, которые существуют в каждой семье: быть внимательными друг к другу, помогать родным, заботиться о них, выполнять просьбы старших.

      - Помогаете ли вы старшим? В каких семейных делах вы принимаете участие?

     А теперь послушайте рассказ об одной девочке и подумайте, бываете ли вы иногда похожи на нее? (Г. Браиловская «Ушки- неслушки»).

 

         Пришел папа с работы, просит дочку:

          - Дай мне, пожалуйста, тапочки, Анюта!

          - А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки-неслушки.

          - Анюта, - зовет из кухни мама, отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол, дочка!

          -А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки-неслушки.

          -Куда же это я свои очки дела? Не поищешь, Анюточка, - просит бабушка.

          - А я не слышу, -  отвечает Анюта, -  у меня ушки-неслушки.

          Отложил дедушка газету, вздохнул.

          - Ведь вот, - говорит, - досада! А я собрался спросить, что тебе на праздник подарить – большую куклу или заводную машинку? Или книжку?

          - Куклу, куклу! – обрадовалась Анюта.

          -Ой, что-то ничего не слышу. Уши точно ватой, вдруг заложило. Не слышу ничего.

 

      - Что было дальше? Придумайте продолжение рассказа.

      - Почему Анюта услышала слова дедушки, хотя до этого не слышала просьб папы, мамы и бабушки?

      - Почему Анюта не слышала обращений папы, мамы и бабушки?

      - Почему дедушка не захотел купить Анюте подарок? (Она обманула всех. Она не захотела помочь родным.)

     - Как вы назовете девочку, которая не хочет помогать своим родным да еще делает вид, что не слышит их просьб? (Обманщица, ленивая, невежливая.)

     Правильно ли поступил дедушка, когда тоже не услышал просьбу внучки?

     - Объясните пословицу «У ленивого Федорки всегда отговорки».

     - Подходит ли эта пословица к истории про Анюту?