Среда, 08.05.2024, 01:27
Приветствую Вас, Гость

2. Проектный модуль в сюжетно-ролевой игре

 

      Л.С.Выготский считал, что программа для дошкольных учреждений должна быть построена по определенной системе, благодаря чему деятельность детей будет направлена на выполнение хорошо понятной им цели. Это облегчит решение проблемы целеполагания. Он писал: «программа должна быть построена по какой-либо системе, которая ведет ребенка к определенной цели... Она должна быть преподнесена ребенку в той последовательности, которая отвечает эмоциональным интересам ребенка и особенностям его мышления».

     В теоретическом плане мысль Л.С.Выготского была развита Н.Н.Подьяковым в 1970 г. Он предложил создавать программу (т.е. систему работы) таким образом, чтобы конкретные знания, получаемые детьми, выстраивались вокруг центрального звена, основу которого составляют важнейшие связи и зависимости в той или иной области.

      В том же ключе высказалась С.Н.Николаева: «Задача совершенствования дошкольного обучения представляется не в расширении объема знаний через включение в программу дополнительного фактического материала, а в поисках принципов его систематизации, что позволит познакомить детей с некоторыми существенными связями между предметами и явлениями окружающего мира».

      Н.М.Крылова, последователи ТРИЗ и многие другие практики предлагают широко использовать междеятельностные связи, проводить занятия, основанные не на одном, а на нескольких видах деятельности.

      Магистральной линией в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих технологий, что позволяет давать достаточный объем знаний, не допуская учебных перегрузок и исключая возникновение неврозов. В центре внимания находится личностно-ориентированное отношение к ребенку и связанные с ним педагогика сотрудничества и развития.

      Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

·         Обеспечение   психологического   благополучия   и   здоровья детей;

·                Развитие познавательных способностей;

·                Развитие творческого воображения;

·                Развитие творческого мышления;

·                Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

 В младшем дошкольном возрасте - это:

·        Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль
педагога);

·        Активизация    желания    искать    пути    разрешения    проблемной
ситуации (вместе с педагогом);

·        Формирование      начальных      предпосылок      исследовательской
деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте — это:

·        Формирование         предпосылок         поисковой         деятельности,
интеллектуальной инициативы;

·        Развитие умения определять возможные методы решения проблемы
не с помощью взрослого, а самостоятельно;

·        Формирование умения применять данные методы, способствующие
решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

·        Развитие    желания    пользоваться    специальной    терминологией,
ведение       конструктивной       беседы       в       процессе        совместной
исследовательской деятельности.

·         Эти задачи тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой.

3. Развитие сюжетно-ролевой игры

3.1 Организация игры в 1 младшей группе

      Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит её освоение в период раннего возраста. К 3-3,5 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры - умение осуществлять разнообразные игровые действия. Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне поставленной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. Задача педагога - сформировать у ребёнка к 3 годам умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом - заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром -взрослым, а затем сверстником.

Почему ребёнок ломает игрушки? Необходимо избегать недолговечных игрушек. Дети ломают игрушки, так как устают от однообразия и перенасыщения.

Сюжетно-ролевая игра почти всегда предполагает участие нескольких детей, поэтому она является важнейшим фактором социального развития ребенка. Игра часто включает элементы совместного планирования и кооперации. Игра обеспечивает практику разрешения конфликтов. Дети могут спорить и огорчаться, но они привыкают иметь дело с интересами других. По мере того, как им приходится материалами и снаряжением, у них развивается эмпатийное отношение к людям. Одновременно они начинают понимать, что играть и заниматься со сверстниками интересно и приятно.

3.2 Организация игры во 2-ой младшей группе

      Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как специфический способ построения игры?

      Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Однако, чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия, но и уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог. Более того, уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров; уметь менять игровую роль в зависимости от развертывания сюжета. Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера - игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером — сверстником.

      Задача воспитателя при работе с детьми 4го года жизни - построить совместную игру таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение.

      Цель - не унификация, приведение к единообразию игры для всех детей в рамках «заданных» сюжетов и ролей, а развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Показателями успешного формирования ролевого поведения у детей 4го года жизни являются следующие:

·        развертывание      детьми      в      самостоятельной      деятельности
специфических ролевых действий    и ролевой речи, направленной  на
кукольных персонажей;

·        парное   ролевое   взаимодействие   со   сверстником,   включающее
называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

      Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала.

3.3 Организация игры в средней группе

      Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.

      Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.

         Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета.

Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

1.  Использование    многоперсональных    сюжетов    с    определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в  непосредственные связи со всеми остальными;

2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.

     На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предполагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры -необходимо их принять. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.

      Тем не менее, игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстником и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами - заместителями, соединяя, условные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним - двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером - игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.

3.4. Организация игры в старшей и подготовительной группах

      Для того чтобы действительно переводить детей на новую высокую ступень сюжетной игры надо хорошо представлять дальнейшую ее революцию.

     Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра-фантазирование. Старшие дошкольники готовы к ее освоению. В сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты -необязательность, свобода выбора действий. Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение более новым сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников: обозначать для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

         Каким же образом можно сформировать эти сложные умения у детей?

      Оказывается, эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах.

      Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей. И, что очень важно, несмотря на конкретное разнообразие волшебных сказок, все они имеют общую сложную схему:

1.     обнаруживается желание иметь какой-то объект, вследствие чего герой сказки отсылается за ним;

2.     герой встречается с «дарителем» волшебного средства и для получения последнего проходит предварительное испытание;

3.     герой   получает   от   «дарителя»   волшебное   средство   или волшебного помощника, при помощи которого достигает искомый объект;

4.     герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание;

5.     герой побеждает противника и получает искомый объект;

6.     герой возвращается домой и получает заслуженную награду.

      При преобразованиях сказки можно использовать весь арсенал известных сказок, а затем и из реалистических историй, кинофильмов.

Как конкретно начинать игру-придумывание с детьми?

     Прежде всего, надо сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Это можно сделать, «вспоминая» вместе известную сказку. Пересказ должен происходить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований точности рассказа. Важно лишь, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Диагностика игровой деятельности

4.1 Тест 1. Устойчивость в подчинении игровому правилу

(по Д.Б. Эльконину)

         Цель диагностики. Изучение устойчивости в подчинении игровому правилу.

      Экспериментальный материал. Сюжетные игрушки для игры в «дочки-матери» и «пожарных».

      Ход исследования. Исследование проводится с детьми 3-7 лет. Сюжет игры варьируется с учетом возраста и пола детей.

Взрослый организует следующие ситуации:

1    ситуация - экспериментатор предлагает детям поиграть в «дочки-матери». Когда игра разворачивается, он берет на себя роль воспитателя и предлагает  играющим оставить своих дочек в детском саду;

2    ситуация - экспериментатор организует игру в «пожарных», берет на себя роль пожарного и, когда команда прибывает тушить пожар, просит шофера остаться в машине.

      Оценка результатов. Анализируют поведение ребенка в ситуации борьбы мотивов, когда необходимо подчиниться правилу, вытекающему из роли, преодолев сиюминутные желания. Детей распределяют по четырем уровням подчинения игровому правилу (таблица 1) по возрастам: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. 

Таблица 1.

Уровни развития сюжетно-ролевой игры(по Д.Б.Элъконину

Показатель игры

I уровень

II уровень

III уровень

IV уровень

1

2

3

4

5

Основное содержание игры

Действия  с определенными предметами, направленные на соучастника

игры

В  действиях  с предметами            на первый                план выдвигается соответствие

игрового      действия

реальному

Выполнение    роли и   вытекающих   из нее действии, среди которых   начинают выделяться действия, передающие

характер отношении             с другим участником игры

Выполнение действий, связанных          с отношением      к другим людям

Характер игровой роли

Роли

Роли

Роли

Роли

 

фактически,    но они не

называются       и определяются характером

действий,   а   не определяют

действие. При ролевых

разделениях функций  в игре дети   не вступают друг с другом               в типичные      для реальной   жизни отношения.

Намечается разделение функций Выполнение       роли. сводится                   к реализации действий, связанных с данной ролью

очерчены               и выделены называются          до начала            игры. Появляется ролевая речь, обращенная к товарищу по  игре, но                  иногда появляются обычные неигровые отношения.

выделены и очерчены, названы  до начала игры Ролевые. функции     детей взаимосвязаны Речь  носит ролевой. характер.

Характер игровых действий

Действия однообразны    и состоят  из  ряда повторяющихся операций.

Логика        действий определяется жизненной последовательностью.          Расширяется число    действий    и выходит за пределы какого-либо    одного типа действий.

Логика и характер действий определяются ролью.      Действия очень разнообразны.

Действия  четко, последовательно воссоздают  реальную логику.          Они очень разнообразны Ясно    выделены. действия, направленные   к другим персонажам игры.

 

Отношение к правилам

Логика действий легко нарушается    без протестов        со стороны    детей. Правила отсутствуют

Нарушение последовательности действий                не принимается фактически,    но    не опротестовывается, непринятие ничем не мотивируется. Правило явно еще не вычленяется, но оно уже может победить в  случае  конфликта непосредственное желание.

Нарушение логики действий опротестовывается ссылкой на то, «что так    не    бывает». Вычленяется правило поведения, которому          дети подчиняют       свои действия. Оно еще не           полностью определяет поведение, но может       победить возникшее непосредственное желание. Нарушение  правил лучше    замечается со стороны.

Нарушение логики действий и    правил отвергается     не просто   ссылкой на         реальную действительность         но и указанием        на рациональность правил. Правила явно вычленены В борьбе между правилом           и возникшим

непосредственным       желанием побеждает первое.