Среда, 08.05.2024, 01:21
Приветствую Вас, Гость

4.2 Тест 2. Влияние сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре

(по Д.Б. Эльконину)

      Цель диагностики. Изучение влияния сюжета и роли на подчинение правилу игры.

      Экспериментальный материал. Разработанные сюжеты игр в «эстафету», «машинистов», «прятки», «кошки-мышки».

         Ход исследования. Исследователь организует игу в  несколько этапов.

Первый этап:

      Взрослый с детьми проводит эстафету. Все испытуемые встают в линию и по сигналу экспериментатора — «Раз, два, три!» должны бежать к нему.

Второй этап:

      Экспериментатор предлагает поиграть в «машинистов». Дети встают в одну линию, каждый из них машинист. По сигналу экспериментатора (3 хлопка в ладоши) машинисты должны бежать. Кто выезжает раньше или задерживается, тот проигрывает.

Третий этап:

      Проводится индивидуально. Экспериментатор играет с ребенком в «прятки». Ребенок прячется, а взрослый его ищет. Перед началом игры ребенку говорят: «Сиди тихо. Если выглянешь или будешь разговаривать, я тебя сразу найду и поймаю».

Четвертый этап:

      Проводится индивидуально. Игра в «кошки-мышки». Ребенок - мышка прячется в норку. Перед этим экспериментатор-кошка говорит: «Сиди тихо. Я - голодная кошка. Если выглянешь или зашумишь, я тебя сразу найду и съем». Таким образом, на  втором этапе появляется роль, а на четвертом - еще и сюжет.

         Оценка результатов. Подсчитывают количество детей, подчинившихся и не подчинившихся правилу. Результат заносят в таблицу (таблица 2).         Рассматривают особенности поведения детей разных возрастов в играх с сюжетом и без сюжета и особенности подчинения правилу в игре. Делают выводы о влиянии сюжета и роли на эффективность подчинения правилу.

Таблица 2. Подчинение правилу в играх без сюжета и с сюжетом.

 

Возраст детей

 

 

игра

«эстафета»

«машинисты»

«прятки»

«кошки-мышки»

 

Не

Подчи

нились

Подчи

нились

Не подчи

нились

Подчи нились

Не

Подчи

нились

Подчи

нились

Не подчи

нились

Подчи

нились

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3 Тест 3. Особенности сюжетно-ролевой игры

Цель диагностики. Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры.

Ход   проведения   исследования.   Проводят   наблюдение   в   естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 2-7 лет.

Оценка результатов. Анализ протоколов проводят по схеме:

I. замысел игры, постановка игровых целей и задач.

1.  Как   возникает   замысел   игры   (определяется   игровой   средой,
предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и
т.д.)

2.            Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку
зрения.

3.            Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу
игры.

4.            Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько
часто наблюдается импровизация в игре.

5.            Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно
и предложить ее другим детям.

II. Содержание игры.

1.  Что составляет основное содержание игры (действия с предметами,
бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).

2.            Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются
игры  с  одинаковым  содержанием.  Каково  соотношение  предметных,
бытовых игр, отражающих общественные отношения.

III. Сюжет игры.

1.     Насколько  разнообразны   сюжеты   игр.   Указать   их   название   и количество.

2.            Какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребенок следует
одному сюжету.

3.            Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет.

4.            Насколько развернут сюжет. Представляет ли он из себя цепочку
событий или одновременно ребенок является участником нескольких
событий, включенных в сюжет.

5.            Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать
сюжет игры.

6.            Каковы     источники      сюжетов     игры      (кинофильмы,      книги,
наблюдения, рассказы взрослых и т.д.)

IV. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.

1.  Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во
время игры).

2.            Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре
(ролевая речь, предметные действия, мимика, пантомимика).

3.            Каковы  отличительные  особенности  ролевого   диалога  (степень
развернутости:    отдельные   реплики,    фразы,    длительность   ролевого
диалога,   направленность   к   игрушке,  реальному  или   воображаемому
партнеру).

4.            Передает ли и как характерные особенности персонажа.

5.            Как     участвует     в     распределении     ролей.     Кто     руководит
распределением   ролей.   Какие   роли   чаще   исполняет:   главные   или
второстепенные.      Как      относится      к      необходимости      выполнять
второстепенные роли.

6.            Что предпочитает ребенок:  играть один или входить в игровое
объединение.   Дать   характеристику   этого   объединения:   численность,
устойчивость и характер взаимоотношений.

7.            Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнять
ролей в разных играх.

V. Игровые действия и игровые предметы.

1.  Использует ли в игре ребенок предметы-заместители и какие. По
какому принципу ребенок выбирает предметы-заместители и преобразует
их для использования в игре.

2.            Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям, насколько
легко это делает.

3.            Кто   является   инициатором   выбора   предмета-заместителя:   сам
ребенок или взрослый. Предлагает ли свой вариант замещения партнеру.

4.            Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у
ребенка любимые игрушки.

5.            Характеристика    игровых     действий:     степень     обобщенности,
развернутости,    разнообразия,    адекватности,    согласованности    своих
действий   с   действиями   партнера   по   игре.   Какова   роль   слова   в
осуществлении игровых действий.

6.            Как   воспринимает   воображаемую   ситуацию,   понимает   ли   ее
условность, играет ли с воображаемыми предметами.

VI. Игровые правила.

1.  Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознается ли
правило ребенком.

2.            Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя
ролью.

3.            Следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует
на нарушение правил партнерами по игре.

4.            Как   относится   к   замечаниям   партнера   по   игре   по   поводу
выполнения им правил.

VII. Достижение результата игры.

1.  Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре.

2.            Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом.

3.            Какими средствами достигается реализация замысла.
VIII. Особенности конфликтов в игре.

·         По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение
ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.)

·         Каковы способы разрешения конфликтов?
IX. Игровая среда.

1.  Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу
игры.

2.            Использует   ли   предложенную   игровую   среду   (оборудование
игрового уголка) и как.

X. Роль взрослого в руководстве игрой.

1.    Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры и по поводу
чего. Как часто обращается.

2.                                    Предлагает ли принять взрослому участие в игре.

Полученные результаты  соотносят  с  таблицей  3   и  определяют уровень развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом ребенка.