Вторник, 07.05.2024, 15:41
Приветствую Вас, Гость

Консультация для педагогов по теме «Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду»

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-деловых качеств, творческих способностей.

Отечественные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, А. П. Усова и др.) рассматривали игру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму социализации ребенка.

Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации, «понарошку».

Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, «в уме»).

Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.

На основе многочисленных исследований установлено, что в возрастном диапазоне 1,5-3 года ребята могут осуществлять условные действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником; в 3 - 5 лет - принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевое взаимодействие с партнером-сверстником; в 5 - 7 лет - развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам двух-трех партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.

Сюжетная игра не возникает у детей спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть». Естественным образом «втягивание» в игру происходит, когда ребенок входит в разновозрастные группы (дворовые группы, группы братьев и сестер разного возраста в одной семье).

В современном обществе воспитателю приходится заменять дошкольнику недостающих старших братьев и сестер, помогать ребенку овладевать игровыми умениями, втягивать его в игру.

Таким образом, можно сформулировать принципы организации сюжетной игры в детском саду.

1  принцип: воспитатель должен играть вместе с детьми, т.е. встать на позицию «играющего партнера» (не «учителя»).

2   принцип:  воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Взрослый, играя с ребятами, должен пояснять действия сам («я буду купать мишку, это у меня мыло» и т.п.) и стимулировать к этому ребенка («Ты чем кормишь мишку?» и т.п.).

3  принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного   детства   необходимо   при   формировании   игровых   умений одновременно   ориентировать   ребенка,   как   на   осуществление   игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

В 1-ой младшей группе воспитатель начинает формировать простейшие взаимоотношения между детьми, используя любые «катающиеся предметы», которые стимулируют детей к взаимоподражательным, зеркальным действиям, направленным друг на друга (нужны скамеечка, банкетка или ковровая дорожка длиной не менее 1,5 м). Другой формой предметного взаимодействия может быть совместная постройка из кубиков (поочередно).

Формируя игровые умения, воспитатель действует в следующей последовательности:

1)  привлечь ребенка к условному действию со сложной игрушкой (кормить куклу ложкой);

2)   привлечь   ребенка   к   условным   действиям   с   заместителем   и воображаемым предметом (палочка вместо ложки, градусника);

3)   ориентировать  ребенка  на  продолжение,  дополнение  игрового действия    партнера-сверстника,     стимулировать    словесное    обозначение игровых действий («сколько каши наварил, угости и Диму»).

Во 2-ой младшей группе на первый план выходит умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие (ролевой диалог).

Задача воспитателя - внимание ребенка перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером. Следует начинать совместную игру с детьми, используя  взаимодополнимые  роли (например: мама - дочка, доктор - больной, продавец - покупатель и т.п.). Смещается акцент игры с предметного действии на ролевое взаимодействие - ролевой диалог. Для развития речевого взаимодействия эффективно использовать такой методический прием как «телефонный разговор». Первоначально организуется игра по мотивам стихотворения К.Чуковского «Телефон». Через 1-2 дня можно приступить к свободной игре «телефонный разговор» с парами детей. (Воспитатель берет ведущую роль «врач», а дети одинаково дополнимыми «пациентами»; мама звонит папе, просит, чтобы он позвонил дочери).

Еще одним приемом является игра воспитателя с небольшой подгруппой детей по мотивам известных сказок.

Большую роль играет предметно-игровая среда (деревянные складные рамы, ширмы).

В средней группе задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни - переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем и оценивателем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

1) использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными (состав ролей принимает вид «куста»):

                                   - пациент

например: врач      - медсестра

                                  - другой врач

2) отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников:

                                       - дополнительная роль 1

например: основная роль

                                       - дополнительная роль 2

                                 - матрос (доп.роль 1)

например: капитан

                                -  пассажир (доп. роль 2)

На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли во время игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предлагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка.

Играя с ребенком, воспитатель использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия. Меняя свои роли в ходе игры, взрослый все время фиксирует на этом внимание ребенка («Я теперь тоже шофер, я уже не пассажир»), активизирует его ролевую речь своими вопросами и репликами из каждой новой роли, стимулирует ролевые обращения к последовательно появляющимся персонажам. С детьми, у которых менее развито ролевое поведение, целесообразно развертывать игру по мотивам сказочных сюжетов, хорошо им известных. Они чувствуют себя в ней более уверенно, так как уже ожидают появления того или иного персонажа.

В ходе игры воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.

Старшая и подготовительная группы.

К 5-ти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Для того чтобы переводить детей на новую, более высокую ступень сюжетной игры, в которой дети могли бы реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением (игра-придумывание).

Игра-придумывание воспитателя с детьми в ходе педагогической работы строится в следующей последовательности:

1)     совместное     «вспоминание»     (пересказ)     известной     сказки, например: Иван-царевич и Серый волк;

2)  частичное преобразование известной сказки, например: не Иван-царевич, а слуга отправляется не за Жар-птицей, а за ёлкой;

3)    придумывание   новой   сказки   с   соединением   сказочных   и реалистических   элементов,   например:   Иван-царевич   захотел   учиться   в школе, он отправляется ее искать;

4)   развертывание  нового  сюжета с  разноконтекстными  ролями  в процессе     «телефонных     разговоров»     (необходимость     в     объединении  разноконтекстных   ролей   возникает   у   детей   очень   часто   в   игре   со сверстниками, когда играть хочется вместе, а роли, привлекающие каждого из партнеров, - совсем разные);

5)  придумывание новых историй на основе реалистических событий (с дальнейшим развертыванием игры по мотивам придуманной истории).

На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двухчастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

Литература

Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 128 с.

Захарова В. Сюжетно-ролевые игры на прогулке//Дошкольное воспитание. –2008. – № 1.

Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя/Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.

Паникова Е. А., Инкина В. В. Беседы о космосе. Методическое пособие. ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.