«Организация сюжетно – ролевой игры с
детьми дошкольного возраста
в условиях ДОУ»
(методические рекомендации)
Содержание
Введение
1.
Значение сюжетно-ролевой игры в педагогическом
процессе
2.
Проектный модуль в сюжетно-ролевой игре
3.
Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном
возрасте
3.1.
Организация игры в первой младшей группе
3.2.
Организация игры во второй младшей группе
3.3.
Организация игры в средней группе
3.4.
Организация игры в старшей и подготовительных группах
4.
Диагностика сюжетно-ролевой игры
4.1.
Тест 1. Устойчивость в подчинении игровому правилу
4.2.
Тест 2. Влияние сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся
в игре.
4.3.
Тест 3. Особенности сюжетно-ролевой игры
4.4.
Тест 4. Игровая комната.
4.5.
Диагностика детско- родительских отношений в сюжетно- ролевой игре.
5.
Диагностика и развитие воображения
5.1.
Диагностика воображения.
5.2.
Развитие воображения.
6.
Работа с родителями
6.1.
Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников
6.2.
Психологические особенности детей дошкольного возраста
7.
Литература
8.
Приложение.
Введение
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В
чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта
игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на
взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры:
эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность,
активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его
мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой
ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными
связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и
отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок
принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем
сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре
от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы
(готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные
отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и
т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные -
«как будто».
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается
воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения
(договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между
ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и
дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что
ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие
определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре,
поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая
позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной
социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с
неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей
самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре:
в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь,
деятельность и отношения. Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также
является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования
отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А.
В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным
содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь
взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть
деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный
характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие
детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития
сюжетно-ролевых игр.
1. Значение сюжетно-ролевой игры в
педагогическом процессе
Игра занимает
весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь
преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной
психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень
большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются
действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные
навыки кооперации (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер,
А.П.Усова).
Педагогический процесс
детского сада включает в себя две составляющие: деятельность детей в условиях
непосредственного руководства и контроля со стороны взрослого - в основном на
обучающих занятиях, - и самостоятельную свободную деятельность детей.
Для проведения обучающих
занятий воспитатель располагает конспектами, конкретными руководствами, которые
определяют, какие задачи следует ставить перед детьми и как осуществлять
контроль за их выполнением.
А что же происходит
с игрой?
Для того чтобы
осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре
детей, необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о её
развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе,
а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных
возрастов.
Свободная сюжетная
игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её
привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне
субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений —
всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает
сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со
спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации.
Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё
условно, всё «как будто», «понарошку».
Все эти
«возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и
обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря
тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы
жизни с помощью условных
действий. Сначала это действия
с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и
воображаемые действия(совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).
Игра имеет значение
не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности:
принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок
проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться
между людьми.
Большое влияние
оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими
людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок
осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со
сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия
и намерения, согласовывать их с другими людьми.
Именно
исключительное сочетание объективного развивающего значения игры и субъективного
ощущения внутренней свободы ребёнка в ней заставляет отводить важное место игре
в педагогическом процессе детского сада. Однако свои развивающие функции игра
выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не
только по своему тематическому содержанию.
Сюжетная игра может строиться как
цепочка условных действий с
предметами, как цепочка специфических ролевых взаимодействий, как
последовательность разнообразных событий. Чем полнее в деятельности
ребёнка представлены все способы построения сюжетной игры, тем более
разнообразные тематические содержания может он в неё включать, и тем
больше у него свободы в самореализации.
Поэтому основным
критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения -
преобладающий у ребёнка способ построения игры и потенциальная возможность
использовать различные способы (умения ребёнка в зависимости от собственного
замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги,
комбинировать разнообразные события). Детям, свободно владеющим различными
способами построения игры, свойственны «многотемные» сюжеты, и это показатель
высокого уровня.
Целью
педагогических воздействий по отношению к игре должно быть формирование игровых
умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по
собственному желанию, реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во
взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.
В современных
психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра, как и любая
другая человеческая деятельность не возникает у ребёнка спонтанно, сама собой,
а передаётся другими людьми, которые уже владеют его — «умением играть».
Каким же образом
передаётся ребёнку игра? Оказывается, ребёнок овладевает ею, как бы втягиваясь
в мир игры, в мир играющих людей.
Современный дошкольник имеет мало шансов приобрести опыт в игровых умениях, так
как неформальные разновозрастные группы в настоящее время большая редкость.
Раньше они существовали в виде дворовых, соседских групп, или группы братьев и
сестёр одного возраста, в одной семье. Сейчас дети данного возраста разобщены.
В детском саду их подбирают в группу по одновозрастному принципу, в семьях
очень часто есть только один ребёнок, а дворовое и соседское общение становится
редким из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в
школе, специализированных кружках.
Воспитатель должен
заменить дошкольнику недостающих братьев и сестёр, старших товарищей, должен
помочь ребёнку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру. Сильным
фактором разобщения детей является и телевизор, у которого они проводят много
времени.
Сформулируем первый
принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели
игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом
чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания»
детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры.
Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для
ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя -
взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство
«умеющего интересно играть» партнёра.
Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение воспитателя
как играющего партнёра — гарантия возникновения у ребёнка побуждения к сюжетной
игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую
включает в игру взрослый. Если воспитатель, играя, втягивает в игру детей, нет
необходимости в дополнительном формировании «побуждения» к игре через
ознакомления с окружающим, приготовлением специальных игрушек, с помощью
которых можно реализовать в игре то, с чем детей ознакомили, советы и вопросы к
детям.
Для формирования игровых умений можно использовать следующий путь -строить игру
с детьми таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу
ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ
построения игры. В этом случае дети сначала как бы «открывают» и используют
новый способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, а затем переносят
его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием.
Второй принцип организации сюжетной игры воспитатель должен играть с детьми на
протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует
развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали
новый, более сложный способ её построения. Комфортная жизнь ребёнка в условиях
детского сада во многом зависит от того, сумеет ли он при желании развернуть
совместную игру со сверстниками. Чтобы успешно играть с кем-то, ребёнку
необходимо понимать смысл действий партнёра и самому быть им понятым. Для этого
смысл условного действия с предметом, момент принятия той или иной роли,
развёртываемое в игре событие должно быть пояснены партнёру. Взрослый, играя с
ребёнком, должен пояснить игровые действия сам («Я буду купать мишку, это у
меня мыло», и стимулировать к этому ребёнка). Но чтобы такие пояснения ребёнок
по собственной инициативе обращал к партнёру - сверстнику, взрослый должен как
можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей.
У детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям и уже с
раннего возраста можно научить в игровое взаимодействия друг с другом на
доступном им уровне построения игры.
Третий принцип -
начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства
необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка
как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам
- взрослому или сверстнику. Для того чтобы втягивать детей в игру, играть с
ними вместе, воспитатель должен сам научиться свободно развёртывать сюжет того
или иного строения в «живом» процессе игры, отталкиваясь от тематики,
привлекающей детей. Воспитатель должен владеть игровой «грамотой», игровой
культурой. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом
для самостоятельной игры.
Роль педагога должна ограничиваться
лишь созданием условий для активизации игры детей.
В педагогическом
процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные
составляющие: совместную игру воспитателя с детьми в процессе которой
формируется новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую
воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её
активизации и использовании детьми имеющихся в их арсенале игровых умений.
Эмоциональное
развитие
Игра оказывает
важное воздействие на эмоциональное развитие ребенка. Дети привносят в не то,
что они знают о жизни: свои знания и заблуждения, свои страхи и пожелания, а
порой болезненные воспоминания, с которыми они пытаются совладать. Маленькие
дети, языковые возможности которых ограничены, часто используют игру как
средство осознания своего мира.
Через
сюжетно-ролевую игру дети пробуют множество ролей. Они могут переодеться и
стать теми, кем хотят, подражая речи и манерам лиц, роли которых играют.
Возможность выразить
негативные чувства, которые ребенок еще не может воплотить в слово и достаточно
ясно осознать, помогает ему в дальнейшем совладать с реальными жизненными
проблемами.
В игре дети ведут
себя творчески, актуализируя свое воображение. Они проигрывают жизненный опыт,
отбирая и организуя роли и события в соответствии со стремлением сохранить
эмоциональное благополучие. Благодаря игре у детей повышается понимание своих
сильных и слабых сторон, своих привязанностей и антипатий, способности
лидировать и убеждать или же подчиняться, может быть согласовывать интересы.
Все это способствует развитию самосознания.
Интеллектуальное
развитие
Сюжетно-ролевая игра
— занятие в значительной мере умственное. Дети используют память: они
вспоминают о людях и событиях и затем воспроизводят их. Они апробируют идеи,
планируют и реализуют свои планы, формируют представление о прошлом, настоящем
и будущем.
В игре дети творят, используя материалы и игрушки совершенно новыми способами.
Кроме того, они совершенствуют разговорные навыки, что чрезвычайно важно для
мышления и способности обмениваться информацией. Игра является не только
средством формирования абстрактного мышления, но и фактором расширения знаний о
предметных областях.
Развитие
математических представлений
В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие многих математических
представлений. В игре ребенок сталкивается с различными группами и подгруппами
материалов и вещей. Дети обучаются классифицировать предметы, используют
понятия типа «больше - меньше», «шире - уже», «тяжелее - легче».
Развитие научных
понятий
Игра способствует также развитию понятий и методов научного характера. Дети
наблюдают, пробуют и экспериментируют, проверяют, анализируют, сравнивая вещи в
отношении сходства и различия, ставят вопросы и обобщают ситуации. Все эти
действия имеют основополагающий характер в работе ученого.
Подготовка к чтению
Обогащение словаря и развитие понятий - важная предпосылка успешного чтения и
понимания. Общаясь в игре, дети используют родной язык, увеличивая гибкость
речи, расширяя словарь, осваивая новые понятия. Приведение в порядок материалов
и предметов в соответствии с их сходствами и различиями обостряет способность
наблюдения. Выявления сходства и различия крайне важно для опознавания букв и
слов при чтении. Обыгрывание какой-либо темы заставляет детей организовывать
свои представления. В дальнейшем это облегчает им понимание текстов, где
следует учитывать логическую последовательность событий.