Формирование социальной компетентности
детей через сюжетно-ролевую игру.
Игра занимает очень важное, если не
сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его
самостоятельной деятельности, средством познания окружающего мира.
Теория игровой деятельности на
протяжении веков занимала умы зарубежных
и отечественных психологов, начиная с З.
Фрейда и Ж. Ж. Пиаже, которые
считали, что мир игры недоступен взрослым, а мир взрослых враждебен для детей и
даже опасен (по Фрейду, ребенок с самого рождения – страдалец, и в игре он
«овладевает своими страданиями, проигрывая свои травматические ситуации»). Эти
ученые считали, что взрослые никогда не сможет увидеть мир таким, каким видит
его ребенок. В свою очередь и ребенок не может проникнуть в мир взрослых.
Отечественная психология, начиная с
Л.С. Выгодского, заняла принципиально иную позицию. Л.С. Выгодский отрицал существование «двух разрозненных миров».
Он писал, что ребенок врастает в культуру, становясь по типу мышления и общения
таким, как другие люди. И этот процесс «врастания» он может происходить только совместно со
взрослым. В игре дошкольник наоборот, приближает этот мир к себе. В игре
ребенок различает видимые и смысловые поля, научается действовать в плане
представления: палочка становится ложкой, а обычный стул лодкой, плывущей по
волнам.
Сердцем игры является роль. Д.Б. Эльконин считает, что в игре,
как нигде, отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых. Так же
Д.Б. Эльконин пишет, что сюжетно-ролевая игра не хаотична, а подчинена вполне
определенной структуре (в ней различают
сюжет и содержание; так, в сюжете отражается широкая сфера жизни,
например, больница, а содержание игры охватывает лишь часть этой сферы,
например, прием больного).
Психолог
Е.Е. Крацова выделяет пять ступенек развития сюжетно-ролевой игры, начина
со знакомства детей с действительностью, которая будет отображаться в игр, и
заканчивая игрой с воображаемым партнером, разыгрывая роли за них (это уже
«режиссерские игры»).
В последние годы стало уделяться особое
внимание развивающему значению сюжетно-ролевой игры. Л.А. Венгер выделяет специфическое и неспецифическое значение игры.
Он исходит из того, что игра не только предполагает наличие у человека
определенных способностей, но и создает условия для их дальнейшего развития.
Н.Я.
Михайленко предлагает в качестве основного мотива игры фантазирование.
Именно оно делает ребенка независимым от внешних обстоятельств, позволяет
манипулировать событиями и ролями.
В.А.
Недопасова не соглашается с точкой зрения Михайленко, считая, что главный
мотив игры лежит всё-таки в социальной жизни взрослых, и фантазирование – лишь
рабочий инструмент игры (важна социальная мотивация, которая определяет выбор
ребенком роли, желание пережить кусочек чужой жизни как свой).
Я изучила теоретические выкладки вышеперечисленных ученых психологов и
педагогов; для моей педагогической деятельности наиболее приемлемы элементы
методик Н.Я.Михайленко, Н.А.Коротковой, В.А. Недоспасовой.
Я полностью согласна с теорией сюжетно-ролевой игры
Д.Б. Эльконина; которая определяет
главной задачей – приобретение социального зрения, чутья
(социализация ребенка). А основным смыслом сюжетно-ролевой игры является
переживание дошкольником своей роли, сюжета, наполнение их собственными эмоциями,
приближение их к себе и предугадывания ответного поведения партнера и его
переживаний.
Работая с детьми младшего возраста, я
отметила, что дети совсем не умеют играть в сюжетно-ролевые игры или играют «по
сценарию» взрослого.
Диагностика, проведенная в группе, подтвердила, что у
детей мало развиты реальные и игровые
взаимоотношения.
В группе (т.к. детский сад круглосуточный) сложился сложный
по своему социальному составу контингент детей (дети из неполных семей, семей
оказавшихся в трудных жизненных условиях и т.д.). У ряда детей прослеживались
нарушения психо-эмоционального развития (агрессивность, тревожность,
неуравновешенность).
Все эти факторы повлияли на
необходимость создания системы работы, направленной на формирование у детей не
только навыков сюжетно-ролевой игры, но и начальной
социальной компетентности через сюжетно-ролевую игру.
Сделав это направление приоритетным в
своей работе, я выработала алгоритм
действий, следуя которому можно реализовать любую сюжетно-ролевую игру по
ознакомлению детей с профессиями. Работа была распланирована на год в виде
перспективного плана.
Перспективное планирование
по формирования социальной компетентности
через сюжетно-ролевую игру
в средней группе детского сада .
Цикл игр «Профессии»
Месяц |
Игра |
Основные
виды деятельности |
Особен ности |
Примечания |
Октябрь |
«Больни ца» |
1.«Мозговой
штурм» - что мы знаем о профессии врача. 2.Рассказ
воспитателя о личном опыте посещения врача. Обращение к личному опыту детей. 3.Экскурсия
в медицинский кабинет (поликлинику). 4.
Дидактические игры по теме. 5.Чтение
и обсуждение стихов и сказок. 6.Изготовление
атрибутов для «больницы» и предметов-заместителей. 7.Собственно
игра. 8.Оформление
альбома «Мама Лены – доктор» и съемка фильма в процессе. 9.Интервью
детей «Как я был…». 10.Итоговое
совместное занятие 11.Создание
воспитателем методической копилки (примерный сценарий игры, дид.упражнения,
направленные на решение проблемных ситуаций, литературно-художественный
материал, наблюдения за ходом игры,..)
|
|
|
Ноябрь |
«Магазин |
1.Что
мы знаем о профессии продавца. 2.Рассказ
воспитателя о детских впечатлениях от игры в магазин 3.Экскурсия
в магазин. 4.Рассказ
мамы-продавца о своей профессии. 5.
Собственно игровая деятельность 5.Подбор
и обсуждение стихов и рассказов о продавце. 6.
Оформление альбома «Мама Насти на работе». 7.Конкурс
рисунков «Что лежит на прилавке овощного магазина». 8.Интервью
детей. 9.
Пополнение методической копилки воспитателя. |
Разновидностей
магазинов много. Заранее с ребятами выбираем в какой магазин играем. Например
«игрушки». |
Постепенно
вводим в игру другие «магази ны»:
«одежда», «продук ты»,
«товары для живот ных»
… |
Декабрь |
«Кафе
– кондитерская» |
1.Что
мы знаем о кондитере? 2.
Рассказ воспитателя о том, как он печет пирог на день рождения своего ребенка 3.Экскурсия
в магазин. 4.Мастер-класс
с мамой Тёмы по изготовлению простого десерта. 5.Оформление
альбома «Мама Тёмы – кондитер». 6.Интервью
детей. 7.Сладкий
стол - заключительное чаепитие. |
Целесообразна
работа по изготовлению «технологических карт»: «как испечь печенье?», «как
пригото- вить
торт?» Элементы
сервировки стола (чаепитие). |
Можно
привести «выстав ку
– дегустацию» выпеченных изделий. |
Январь |
«Гараж» |
1.Мозговой
штурм. 2.Экскурсия
на станцию техобслуживания или в гараж. 3.Наблюдение
за светофором, транспортом, пешеходами. 4.Встреча
с папой Насти – водителем такси. 5.
Подбор стихов, песен о машинах и водителях. 6.Оформление
альбома «Какие бывают автомобили». 7.Сбор
и изготовление атрибутов . 8.
Игровая деятельность |
Заранее
договариваемся с детьми, какой транспорт стоит в нашем гараже (легковые,
грузовые, спецтех ника). |
С
разви тием
игры усложняя ем
игру: добавляя ем
«мойку машин», «заправ ку». |
Февраль |
«Парикмахерская» |
1.Что
мы знаем о парикмахере? 2.Рассказ
воспитателя о посещении парикмахерской 3.Экскурсия
в парикмахерскую. 4.Мама
Глеба – парикмахер. Мастер-класс 5.Оформление
альбома «Прически». 6.Сбор
атрибутов. 7.Игровая
деятельность |
Обговор ить
с детьми, что есть не только женщины-парикмахеры,
но и мужчины. |
Мама-парикмахер
проводит «мастер-класс». Делает стрижку своему ребенку.
|
Март |
«Строй ка» |
1.Что мы знаем о
строителях? 2.Экскурсия на строящийся
объект. 3.Рассказ воспитателя о
том, как у него ремонтировали дачу 4.Конструирование «Мой
новый дом». 5.Изодеятельность «Домик
для сказочного героя». 6.Встреча с папой Никиты,
его рассказ о профессии. 7.Интервью. 8. Игра |
Игра предполагает большой
объем продуктивной деятельности, постройки детей не стоит разбирать пока идет
игра. |
Подобра ть и посмотреть (с
обсуждением) мультфильмы (фрагменты) по теме игры. |
Апрель |
«Город мастеров» |
1.В группе создаются зоны
«больница», «магазин», «кафе-кондитерская», «гараж», «парикмахерская»,
«стройка» (используем весь наработанный за год материал). 2.Презентация альбомов
«профессии наших родителей», фотовыставки, выставки поделок и т.д. 3.Представление гостей
праздника – мам, пап, бабушек и т.д. 4.Чтение стихов о
профессиях. 6.Игровая деятельность
детей (по выбору) совместно с родителями. 7.Общее чаепитие. Обмен
мнениями. 8.«Книга отзывов» -
родители оставляют свои впечатления, замечания, предложения. |
Заключительная игра требует
большой и кропотли вой подготовки, поэтому ее
можно проводить в два этапа. |
Съемка видеофильма
заключительной игры. |